- МАРТИНИКСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
МАРТИНИ́КСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, литература народа, населяющего о. Мартиника. Развивается на французском и креольском языках. На Мартинике издавна существует богатый фольклор, созданный в среде негритянских низов на креольском языке. Письменная литература на французском языке создавалась в конце XIX в. представителями мулатской буржуазной верхушки и ориентировалась на французские образцы. Но уже в 20‑х гг. XX в. в связи с подъемом негритянской культуры в США, международным интересом к африканской культуре и искусству поэты Ж. Грасиан и Э. Леро выступают за развитие национально-самобытной литературы. Первое значительное произведение — поэма крупнейшего антильского писателя З. Сезера «Дневник возвращения в родную страну», проникнутая пафосом защиты культуры и достоинства черной расы, — способствовало росту антиколониальных настроений. В поэзии, несмотря на известное воздействие эстетики французского сюрреализма, доминирует стремление осмыслить историю родной страны и ее характерность (поэмы Э. Глиссана). В прозе 40—50‑х гг. преобладают описания народного быта, содержащие и элементы социальной критики (романы Ж. Зобеля). В 50‑х гг., в связи с подъемом освободительного движения колониальных и зависимых стран, активно развивается революционная публицистика. Широкий резонанс получает памфлет Сезера «Речь о колониализме» и особенно публицистические произведения участника антиколониальной войны в Алжире Ф. Фанона («Черная кожа, белые маски», «Проклятьем заклейменные» и др.).
Значительное воздействие на М. л. оказала ликвидация колониализма в Африке. В М. л. конца 50—70‑х гг. делается попытка воссоздать панораму народной истории начиная с переселения африканских невольников в Новый Свет, показать борьбу народа Мартиники как часть общей борьбы угнетенных против буржуазного мира. В романе С. Этшара «Мир, каков он есть» создан образ борца-коммуниста, вожака народных масс. В романах Глиссана («Река Лезарда», «Четвертый век», «Трагическая смерть») стремление к эпическому охвату событий вступает в противоречие с субъективистскими принципами авангардистской эстетики.
Драматургия, развивающаяся в 60—70‑х гг., осмысливает судьбы и проблемы народов черной расы. Ее лучшие образцы — пьесы Сезера «Трагедия короля Кристофа» и «Сезон в Конго», воссоздающая образ П. Лумумбы. Эти темы получают развитие и в творчестве Д. Букмана.
Издания:
Время пламенеющих деревьев. Поэты Антильских островов, М. 1961.И. Д. Никифорова.
Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Под редакцией В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. 1987.